
2021
Новости и пресса
31 марта 2021 Вечерний Санкт-Петербург: Музыка помогает идти дальше
Вечерний Санкт-Петербург: Музыка помогает идти дальше
Текст: Вячеслав Кочнов
Имя прославленного во всем мире русского маэстро, народного артиста СССР, художественного руководителя и главного дирижера Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского Владимира Федосеева хорошо известно любителям классической музыки на протяжении уже многих поколений.
Родившись в 1932 году в Ленинграде, Владимир Иванович стал знаменитым музыкантом и смог увидеть без преувеличения весь мир. Однако продолжает с нежностью любить город, в котором провел детство и юность. Сейчас маэстро живет в столице, но с особенными чувствами приезжает
в родной город на гастроли.
Символично, что карьеру симфонического дирижера Владимир Иванович начал 50 лет назад – 14 марта 1971 года в Большом зале Ленинградской филармонии: дебют состоялся по приглашению Евгения Мравинского.
30 марта маэстро в очередной раз встал за пульт Академического симфонического оркестра на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии.
– Владимир Иванович, расскажите, как вы пережили карантинный год…
– Слава богу, мы с женой пережили тот год нормально. Большой симфонический оркестр (БСО), конечно, получил определенные неудобства: уменьшилось количество концертов, нас стали меньше приглашать, мы не сыграли какие-то запланированные произведения. А сейчас все снова возрождается: завтра я еду в Челябинск, послезавтра в Санкт-Петербург, потом в Москву, Казань, Клин, Ригу, Сочи и в другие города. Так что работа продолжается. В БСО почти все здоровы, кроме двоих, которые ушли от нас в этом концертном сезоне. Но все-таки музыка нам помогает жить и идти дальше.
– Вы сейчас часто бываете в Санкт-Петербурге? Какое место в вашей жизни занимает родной город?
– Я ведь и всю блокаду прожил в Ленинграде, у меня здесь родственные связи остались. Здесь я получил первое музыкальное образование: хоть я не из музыкальной семьи, мой отец мечтал, чтобы его сын стал музыкантом.
У отца был баян, на котором я начал заниматься. Когда мы уже после 1943 года выехали из блокадного Ленинграда, через Ладогу в город Муром, наш поезд разбомбили немцы. После бомбежки нас пустили забрать свои вещи, и оказалось, что баян цел и невредим: он стоял посреди пожарища как новенький. Это судьба мне указала, что я буду музыкантом. Потом я вернулся в Ленинград и поступил в Училище Мусоргского, затем учился дирижерскому мастерству у Веры Николаевны Ильиной, далее была Москва, аспирантура. Профессия дирижера позволила мне увидеть весь мир, я побывал практически во всех странах. Так что мою судьбу вполне можно назвать счастливой. Мне очень много дала Вена, которая меня приметила, и я десять лет руководил одновременно двумя оркестрами: Большим симфоническим в Москве и Wiener Symphoniker в австрийской столице. Нет пророка в своем отечестве! Все эти десять лет я впитывал в себя венский дух, и он мне очень сильно помогал. Хотя я там мало играл русской музыки, больше старался исполнять Баха, Бетховена, Моцарта. И это давало мне много познаний. Вену я вспоминаю с глубокой благодарностью.
– Вену и Санкт-Петербург сравнивают из-за широких улиц и больших площадей. Что вы об этом думаете?
– Да, есть много общего. Вена – спокойный город, очень культурный. И Санкт-Петербург тоже. Вот Москва – город беспокойный, здесь много суеты.
– Вы помните тот день полувековой давности, когда вы впервые встали за пульт оркестра в Большом зале Ленинградской филармонии?
– Я помню даже программу: это была та же самая Четвертая симфония Чайковского, которую я играл сейчас. Мравинский обратил на меня внимание, когда я был еще совсем молодым. Низко кланяюсь этому человеку, который помог мне встать в ряд русских музыкантов, дирижеров, исполняющих великую русскую музыку. Мравинский не преподавал, у него не было официальных учеников, но он приглашал меня на свои репетиции, и я очень много получал на них. Я бывал у Евгения Александровича довольно часто дома, мы беседовали. Он был очень религиозным, православным человеком. Когда мы разговаривали, он ставил рядом с собой на стол иконы, портрет своей первой жены, молился, и без этого не мог. В нем была какая-то божественность, а для меня он был просто светочем. У него, между прочим, был такой интересный обычай: когда ему нужно было уходить
из дома на концерт, он сидел и ждал, когда его кот заберется в шляпу.
И только после этого выходил.
– Вы успеваете отдыхать?
– Отец мой был большой рыбак, каждую субботу ездил рыбачить на Ладогу. И для меня этот отдых обязателен. Много мыслей рождается именно
во время отдыха в соединении с природой, где грибы, ягоды и рыбалка, конечно. У нас с женой маленький домик на Валдае, вот там, на Валдайском озере, я и рыбачу. Каждое лето тянет только туда.
Досье
Владимир Иванович Федосеев
Родился 5 августа 1932 года в Ленинграде.
В 1957 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, а в 1972 году – аспирантуру Московской консерватории
им. П. И. Чайковского.
С 1959 года был художественным руководителем и главным дирижером оркестра русских народных инструментов Центрального телевидения и радиовещания.
Карьеру симфонического дирижера Федосеев начал в 1971 году в оркестре Ленинградской филармонии.
В 1974 году Владимир Федосеев возглавил Государственный академический Большой симфонический оркестр (БСО) имени Чайковского, являясь с того времени его бессменным художественным руководителем и главным дирижером.