2022
- 19 октября | ср
- 14 октября | пт
- 12 октября | ср
- 29 сентября | чт
- 22 сентября | чт
- 22 сентября | чт
- 20 сентября | вт
- 19 сентября | пн
- 19 сентября | пн
- 19 сентября | пн
- 01 сентября | чт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 05 августа | пт
- 27 июня | пн
Новости и пресса
05 августа 2022 ТАСС: Дирижер Владимир Федосеев готовится к концертам в честь 90-летия
ТАСС: Дирижер Владимир Федосеев готовится к концертам в честь 90-летия
С возглавляемым им почти полвека оркестром он выступит 19 сентября в зале "Зарядье" и 10 октября на сцене Большого зала Московской консерватории
МОСКВА, 5 августа. /Корр. ТАСС Анастасия Силкина/.
С возглавляемым им почти полвека оркестром он выступит 19 сентября в зале "Зарядье" и 10 октября на сцене Большого зала Московской консерватории
МОСКВА, 5 августа. /Корр. ТАСС Анастасия Силкина/.
Народный артист СССР, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра (БСО) им. П. И. Чайковского Владимир Федосеев в пятницу принимает поздравления в честь своего 90-летия. Осенью маэстро отметит юбилей концертами, рассказал он ТАСС.
С возглавляемым им почти полвека оркестром Федосеев выступит 19 сентября в зале "Зарядье" и 10 октября на сцене Большого зала Московской консерватории. "Буду играть концерты, которых я много сыграл за свою жизнь и почти 50 лет работы в БСО, - поделился Федосеев. - В концерте в "Зарядье" примет участие Александр Чайковский, который пишет пьесу к этому вечеру. Также я буду играть сочинение Моцарта для четырех маленьких оркестров, которое очень редко исполняется".
Пышных торжеств в дату юбилея дирижер не планирует.
"Кто придет, кто постучится - я с удовольствием приму. У меня много друзей и <...> в Москве, и в Ленинграде, и за рубежом. Я получил много прекрасных телеграмм, - поделился именинник. - Я понял, что эти люди помнят мои концерты. Это меня радует, это и есть то поздравление, которого я ждал".
"Состою из народного искусства"
Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде в семье инженера Ивана Ивановича и певшей в церковном хоре Елены Николаевны Федосеевых. Семья застала блокаду, в 1943 году эвакуировалась в Муром.
Первые уроки музыки маэстро брал в Муроме, там же играл в госпиталях. "У отца был баян, на котором он мечтал играть, - вспоминает Федосеев. - Когда вышли из Ленинграда в 1943 году, со мной был этот инструмент. Немцы разбомбили нас на первой же станции, и кроме баяна не осталось ничего. Он стоял, как подарок судьбы, посреди пожарища".
Вернувшись в родной город в 1948 году, Федосеев поступил в Ленинградское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского (ныне - Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классам дирижирования и баяна. По двум специальностям учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне - Российская академия музыки им. Гнесиных) в Москве. В аспирантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования занимался у педагога Лео Гинзбурга.
"Я вырос и пришел к симфоническому искусству из народного искусства, я весь состою из этого. Я считаю, что это очень правильный путь для любого музыканта, который проходит все, чем питается наша русская земля. И из этого вырастает либо удачный, либо неудачный дирижер или композитор", - говорит маэстро.
Федосеев сделал карьеру в Оркестре русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне - Академический оркестр русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании), уже через два года после поступления в коллектив став его художественным руководителем и главным дирижером. Дебют в качестве симфонического дирижера состоялся в 1971 году с оркестром Ленинградской филармонии (ныне - Cанкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича) по приглашению его руководителя Евгения Мравинского. "Мравинский мне много в жизни помог, поддержал, пригласил меня на конкурсы молодых дирижеров. Судьба мне все время дарила таких людей, которым я вечно благодарен. Ну и труд, конечно", - делится дирижер.
Любить музыкантов
В 1974 году Федосеев возглавил БСО им. П. И. Чайковского. "Когда я получил это место, все удивлялись: "Как это так?" Не знаю, как это так, не могу объяснить. И вот уже 50 лет я руковожу", - говорит худрук и главный дирижер одного из ведущих оркестров страны.
"Мы сохраняем главные принципы - художественный звук, то есть узнаваемость оркестра по звуку. А остальное уже решает публика: нравится ей дирижер или нет, правильно он играет ту или иную музыку или плохо. Либо публика тебя принимает с любовью, с интересом, либо нет", - комментирует успех маэстро.
Почти полвека быть во главе коллектива вовсе не трудно, признается Федосеев. "Наоборот, с годами я все больше понимаю оркестр, а он - меня. У нас колоссальные традиции, можно назвать нас семейным оркестром: у нас отцы и даже деды нынешних музыкантов работали в БСО, супруги работают. Кто за кем следит - не знаю, да это и не важно", - шутит худрук.
"Техника есть у всех дирижеров, а вот я старался достичь гомогенности оркестра, чтобы тромбон, скрипки, флейты играли, соединяясь. По-моему, мне повезло в этом. Поэтому я храню эти традиции. И любовь. Конечно, любовь - это главное. Надо любить музыкантов, тогда и они тебя полюбят", - подчеркивает маэстро.
Петра Ильича Чайковского, имя которого носит БСО, Федосеев называет своим "путеводителем в музыке". "За 50 лет я попробовал все. За что-то я не брался, допустим, за симфонии Прокофьева. Но я влюблялся в то, что я играю. Чайковский - это мой путеводитель в музыке", - говорит дирижер.
Венский период
За дирижерской палочкой юбиляра внимательно следили оркестры по всему миру: в Цюрихском оперном театре и Токийской филармонии, на Баварском, Финском и Французском радио, Берлинский симфонический и Дрезденский филармонический оркестры, симфонические коллективы Питтсбурга и Кливленда и многие другие.
Особое место в биографии Федосеева занимает Венский симфонический оркестр, главным дирижером которого он был с 1997 по 2004 годы.
"Вена мне подарила счастье, которого я не мог даже ожидать. В планах такого не было, - смеется Федосеев. - Я испытывал колоссальное увлечение венской музыкой, я окунулся в среду высокой музыки. И старался достичь этого уровня".
По словам маэстро, он творчески подпитывался двумя источниками: глубокой русской культурой и западными традициями. "Я брал от немцев их традиции и принципы игры и приносил в БСО, а из БСО я брал принципы наши, русские, звук, потому что в русском человеке заложена выразительность фразы, и возил в Вену. И они замечательно это воспринимали. И это мне очень помогало и помогало оркестрам", - отмечает дирижер.
Венский период был полезен ему и новыми знаниями о композиторах. "Я искал, где жил Моцарт, где жил Бетховен. А Бетховен жил во многих квартирах в Вене. Оказалось, все очень просто: он любил принимать ванны и беспокоил этим соседей, и они его выгоняли", - рассказывает Федосеев.
С 2017 года он является главным приглашенным дирижером московского театра "Геликон-опера". "Замечательный театр, тоже в своем роде семейный: там все горят тем, чтобы друг другу помочь и сделать как можно лучше", - откликнулся Федосеев об оперной площадке.
Главная награда
Звание "Народный артист СССР" было присвоено Федосееву в 1980 году. Он награжден Государственной премией СССР, орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II, III и IV степени, Почета, медалью Пушкина, рядом иностранных наград, включая почетный знак "За заслуги перед Австрийской Республикой" и медаль Международного общества Густава Малера. Но маэстро скромно называет главной наградой возможность делиться своим опытом.
"Самое важное - когда человек дарит то, что он знает. Надо дарить людям, передавать. Вот я стараюсь передать свой опыт в оркестре молодым людям", - говорит он.
В 2004 году Федосеев начал передавать свой опыт новым поколениям дирижеров в Российской академии музыки им. Гнесиных. "Сейчас я "полупреподаю": приглашаю молодых дирижеров на репетиции, объясняю им какие-то вещи, - рассказал маэстро. - Мне нравится общаться с молодыми".
"Молодые очень увлекаются техникой, руками, прямо акробатика. Вот это меня иногда доводит до сумасшествия, - признался Федосеев. - За техникой пропадает вся музыка. Можно продирижировать очень ловко, а музыка пройдет мимо. Поэтому я стараюсь убедить их, что не надо увлекаться излишне "грамматической" техникой".
Основным в преподавании маэстро считает контакт учителя с учеником: "Надо находиться в разговоре, пояснять. Иначе можно и обидеть". А главным уроком - глубину. "У Чайковского в Четвертой симфонии semplice - "просто". А что такое "просто"? Оказывается, это самое сложное", - привел он пример.
"Возраст копит знания. Вот я сейчас сажусь за партитуры, которыми сто раз дирижировал, и вижу, что был не прав. Я приобрел с возрастом опыт, общение с большими людьми. Это все дает новые знания, и ты отказываешься от каких-то своих прежних убеждений. Это нормально", - поясняет юбиляр. "Если ты, конечно, здоров и рядом с тобой близкие друзья и любимые. Это помогает", - добавляет он.
С возглавляемым им почти полвека оркестром Федосеев выступит 19 сентября в зале "Зарядье" и 10 октября на сцене Большого зала Московской консерватории. "Буду играть концерты, которых я много сыграл за свою жизнь и почти 50 лет работы в БСО, - поделился Федосеев. - В концерте в "Зарядье" примет участие Александр Чайковский, который пишет пьесу к этому вечеру. Также я буду играть сочинение Моцарта для четырех маленьких оркестров, которое очень редко исполняется".
Пышных торжеств в дату юбилея дирижер не планирует.
"Кто придет, кто постучится - я с удовольствием приму. У меня много друзей и <...> в Москве, и в Ленинграде, и за рубежом. Я получил много прекрасных телеграмм, - поделился именинник. - Я понял, что эти люди помнят мои концерты. Это меня радует, это и есть то поздравление, которого я ждал".
"Состою из народного искусства"
Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде в семье инженера Ивана Ивановича и певшей в церковном хоре Елены Николаевны Федосеевых. Семья застала блокаду, в 1943 году эвакуировалась в Муром.
Первые уроки музыки маэстро брал в Муроме, там же играл в госпиталях. "У отца был баян, на котором он мечтал играть, - вспоминает Федосеев. - Когда вышли из Ленинграда в 1943 году, со мной был этот инструмент. Немцы разбомбили нас на первой же станции, и кроме баяна не осталось ничего. Он стоял, как подарок судьбы, посреди пожарища".
Вернувшись в родной город в 1948 году, Федосеев поступил в Ленинградское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского (ныне - Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М. П. Мусоргского) по классам дирижирования и баяна. По двум специальностям учился в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных (ныне - Российская академия музыки им. Гнесиных) в Москве. В аспирантуре Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по классу оперно-симфонического дирижирования занимался у педагога Лео Гинзбурга.
"Я вырос и пришел к симфоническому искусству из народного искусства, я весь состою из этого. Я считаю, что это очень правильный путь для любого музыканта, который проходит все, чем питается наша русская земля. И из этого вырастает либо удачный, либо неудачный дирижер или композитор", - говорит маэстро.
Федосеев сделал карьеру в Оркестре русских народных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио (ныне - Академический оркестр русских народных инструментов им. Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании), уже через два года после поступления в коллектив став его художественным руководителем и главным дирижером. Дебют в качестве симфонического дирижера состоялся в 1971 году с оркестром Ленинградской филармонии (ныне - Cанкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича) по приглашению его руководителя Евгения Мравинского. "Мравинский мне много в жизни помог, поддержал, пригласил меня на конкурсы молодых дирижеров. Судьба мне все время дарила таких людей, которым я вечно благодарен. Ну и труд, конечно", - делится дирижер.
Любить музыкантов
В 1974 году Федосеев возглавил БСО им. П. И. Чайковского. "Когда я получил это место, все удивлялись: "Как это так?" Не знаю, как это так, не могу объяснить. И вот уже 50 лет я руковожу", - говорит худрук и главный дирижер одного из ведущих оркестров страны.
"Мы сохраняем главные принципы - художественный звук, то есть узнаваемость оркестра по звуку. А остальное уже решает публика: нравится ей дирижер или нет, правильно он играет ту или иную музыку или плохо. Либо публика тебя принимает с любовью, с интересом, либо нет", - комментирует успех маэстро.
Почти полвека быть во главе коллектива вовсе не трудно, признается Федосеев. "Наоборот, с годами я все больше понимаю оркестр, а он - меня. У нас колоссальные традиции, можно назвать нас семейным оркестром: у нас отцы и даже деды нынешних музыкантов работали в БСО, супруги работают. Кто за кем следит - не знаю, да это и не важно", - шутит худрук.
"Техника есть у всех дирижеров, а вот я старался достичь гомогенности оркестра, чтобы тромбон, скрипки, флейты играли, соединяясь. По-моему, мне повезло в этом. Поэтому я храню эти традиции. И любовь. Конечно, любовь - это главное. Надо любить музыкантов, тогда и они тебя полюбят", - подчеркивает маэстро.
Петра Ильича Чайковского, имя которого носит БСО, Федосеев называет своим "путеводителем в музыке". "За 50 лет я попробовал все. За что-то я не брался, допустим, за симфонии Прокофьева. Но я влюблялся в то, что я играю. Чайковский - это мой путеводитель в музыке", - говорит дирижер.
Венский период
За дирижерской палочкой юбиляра внимательно следили оркестры по всему миру: в Цюрихском оперном театре и Токийской филармонии, на Баварском, Финском и Французском радио, Берлинский симфонический и Дрезденский филармонический оркестры, симфонические коллективы Питтсбурга и Кливленда и многие другие.
Особое место в биографии Федосеева занимает Венский симфонический оркестр, главным дирижером которого он был с 1997 по 2004 годы.
"Вена мне подарила счастье, которого я не мог даже ожидать. В планах такого не было, - смеется Федосеев. - Я испытывал колоссальное увлечение венской музыкой, я окунулся в среду высокой музыки. И старался достичь этого уровня".
По словам маэстро, он творчески подпитывался двумя источниками: глубокой русской культурой и западными традициями. "Я брал от немцев их традиции и принципы игры и приносил в БСО, а из БСО я брал принципы наши, русские, звук, потому что в русском человеке заложена выразительность фразы, и возил в Вену. И они замечательно это воспринимали. И это мне очень помогало и помогало оркестрам", - отмечает дирижер.
Венский период был полезен ему и новыми знаниями о композиторах. "Я искал, где жил Моцарт, где жил Бетховен. А Бетховен жил во многих квартирах в Вене. Оказалось, все очень просто: он любил принимать ванны и беспокоил этим соседей, и они его выгоняли", - рассказывает Федосеев.
С 2017 года он является главным приглашенным дирижером московского театра "Геликон-опера". "Замечательный театр, тоже в своем роде семейный: там все горят тем, чтобы друг другу помочь и сделать как можно лучше", - откликнулся Федосеев об оперной площадке.
Главная награда
Звание "Народный артист СССР" было присвоено Федосееву в 1980 году. Он награжден Государственной премией СССР, орденами "За заслуги перед Отечеством" I, II, III и IV степени, Почета, медалью Пушкина, рядом иностранных наград, включая почетный знак "За заслуги перед Австрийской Республикой" и медаль Международного общества Густава Малера. Но маэстро скромно называет главной наградой возможность делиться своим опытом.
"Самое важное - когда человек дарит то, что он знает. Надо дарить людям, передавать. Вот я стараюсь передать свой опыт в оркестре молодым людям", - говорит он.
В 2004 году Федосеев начал передавать свой опыт новым поколениям дирижеров в Российской академии музыки им. Гнесиных. "Сейчас я "полупреподаю": приглашаю молодых дирижеров на репетиции, объясняю им какие-то вещи, - рассказал маэстро. - Мне нравится общаться с молодыми".
"Молодые очень увлекаются техникой, руками, прямо акробатика. Вот это меня иногда доводит до сумасшествия, - признался Федосеев. - За техникой пропадает вся музыка. Можно продирижировать очень ловко, а музыка пройдет мимо. Поэтому я стараюсь убедить их, что не надо увлекаться излишне "грамматической" техникой".
Основным в преподавании маэстро считает контакт учителя с учеником: "Надо находиться в разговоре, пояснять. Иначе можно и обидеть". А главным уроком - глубину. "У Чайковского в Четвертой симфонии semplice - "просто". А что такое "просто"? Оказывается, это самое сложное", - привел он пример.
"Возраст копит знания. Вот я сейчас сажусь за партитуры, которыми сто раз дирижировал, и вижу, что был не прав. Я приобрел с возрастом опыт, общение с большими людьми. Это все дает новые знания, и ты отказываешься от каких-то своих прежних убеждений. Это нормально", - поясняет юбиляр. "Если ты, конечно, здоров и рядом с тобой близкие друзья и любимые. Это помогает", - добавляет он.