/

Новости и пресса

10 января 2015 Открытие фестиваля «Час, день, вечность…»
В 2015 году исполняется 175 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского. Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского, его художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев совместно с Домом-музеем П.И.Чайковского подготовили к этой дате фестиваль под названием «Час, день, вечность…». Концерты будут проходить в крупнейших залах, связанных с именем композитора: это и Большой зал Московской консерватории имени Чайковского, и Концертный зал имени Чайковского, и Дом-музей Чайковского в Клину. Главной особенностью фестиваля будет включение в концертные программы авторских, аутентичных версий произведений, отдельные из которых в Москве никогда не исполнялись, другие — звучали только при жизни композитора. В настоящее время силами Дома-музея Чайковского и Государственного института искусствознания готовится издание полного собрания сочинений Петра Ильича, и в рамках фестиваля «Час, день, вечность…» состоится, по сути, презентация отдельных томов этого грандиозного проекта.
Фестиваль откроется 22 января 2015 года в Большом зале Московской консерватории сразу двумя премьерами — московской премьерой восстановленной второй авторской редакции знаменитого си-бемоль-минорного фортепианного концерта, которая после смерти Чайковского в столице не исполнялась, и премьерой сюиты «Рождественская елка» из балета «Щелкунчик», составленной самим Чайковским, но никогда не издававшейся и не исполнявшейся. В концерте также прозвучит фантазия на сюжет из Данте «Франческа да Римини», которую сам Чайковский считал наиболее удачным из своих программных симфонических произведений.
Сегодня Первый фортепианный концерт Чайковского многими воспринимается как хрестоматийное произведение, в котором известна каждая нота, однако мало кто знает, что получившая широкое распространение версия отличается от авторской и появилась уже после смерти композитора. Современники Чайковского считали, что ее создал Александр Зилоти, однако документального подтверждения этому найти не удалось. Данная редакция была третьей по счету, тогда как вторая — последняя авторская — хранилась в архивах Дома-музея Чайковского до тех пор, пока сотрудники музея не сравнили ее с третьей и не обнаружили значительные расхождения с авторским замыслом. Вторая редакция будет опубликована в новом Полном собрании сочинений Чайковского, подготовкой которого руководит музыковед, хранитель архива П.И.Чайковского Полина Ефимовна Вайдман. «Первый концерт в общеизвестном виде — это не та музыка, которую писал Чайковский, — говорит П.Е.Вайдман, — это совсем другая образная сфера. Вместо тяжелых аккордов фортепиано у него все начиналось с арпеджио и звучало как зачин большого рассказа». В подлинной авторской версии это сочинение вновь прозвучит уже спустя столетие — в исполнении пианиста Андрея Коробейникова и Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева.