/

Новости и пресса

23 июня 2015 Владимир Федосеев: "Для меня "Пиковая дама" – лучшая опера в мире"
Новости культуры | Владимир Федосеев: "Для меня "Пиковая дама" – лучшая опера в мире"

Вопреки расхожей цитате из либретто "Пиковой дамы", сегодня Германа не придётся ждать до полуночи. Герой появится около семи вечера на сцене Зала имени Чайковского. В концертном исполнении оперы примет участие Большой симфонический оркестр. За пультом - маэстро Владимир Федосеев, музыкальный руководитель проекта. Вечер пройдёт в рамках фестиваля "Час, день, вечность…", который Большой симфонический в этом году посвятил 175-летию со дня рождения Чайковского.

Генеральная репетиция. Как и назначено, ровно в 10 утра маэстро Федосеев - за дирижерским пультом. Столь же пунктуальны и все 13 солистов, задействованные в "Пиковой даме".

Для исполнения концертной версии знаменитой оперы Чайковского потребовались силы сразу трех коллективов - Большого симфонического оркестра имени Чайковского, Государственного академического русского хора имени Свешникова и Детского хора Большого театра.

"Для меня "Пиковая дама" – лучшая опера в мире, - признается Владимир Федосеев. - Это гениально. Даже если бы не было слов Пушкина, то все было бы понятно в музыке, так она сделана. Без слов можно понять, что происходит. Гениальная опера!"

Дирижер признается, что партитура, с которой он работает, зачитана до дыр. В репертуаре Владимира Федосеева "Пиковая дама" Чайковского уже больше 20 лет. Дирижировал и в Австрии, и в Швейцарии, а в России исполнять это произведение еще не доводилось. В числе причин - сложность подбора исполнителей. Например, найти Германа непросто. Для этой концертной версии пригласили Александра Антоненко из Латвии. В его репертуаре - партия Германа уже 12 лет, есть и опыт работы на одной сцене и с Владимиром Федосеевым, так что понимают друг друга без слов.

"На уровне интуитивном, когда мы друг друга чувствуем позвоночником, я по звукам оркестра, по каким-то подводным тактам, как он подводит к моему, я уже знаю, как будет следующая фраза звучать. Не столько смотреть, сколько слушать поверх кожи. Это контактная атмосфера", - говорит Александр Антоненко.

Партия Лизы в репертуаре приглашенной солистки Большого театра Елены Евсеевой уже 16 лет. Говорит, опера требует максимального эмоционального накала, и в концертной версии солистам еще труднее.

"Костюм и грим помогают, - рассказывает Елена Евсеева. - Стараемся перенести в состояние костюма, грима. Спектакль помогает".

Выбирая между вариантами исполнения "Пиковой дамы" Владимир Федосеев отдал предпочтение концертной версии, чтобы музыка шла напрямую к слушателю, без вмешательства режиссера.

"Режиссер может пойти другим путем - неверным. У меня были случаи, когда режиссер в Швейцарии ставил "Ивана Сусанина", они пили водку, а я говорю: "Не было водки в то время!" - рассказывает Владимир Федосеев. - Но это клише, поэтому я избигаю встреч с режиссерами, чистая музыка. Вот музыка, вот публика".

В этой концертной версии все согласно оригиналу, без купюр. Около трех часов напряженного действа, где только музыка и слушатель.

Смотреть видео...