/

Новости и пресса

05 августа 2022 DIE PRESSE: ВЕЛИКИЙ ОРКЕСТРОВЫЙ НАСТАВНИК
DIE PRESSE: ВЕЛИКИЙ ОРКЕСТРОВЫЙ НАСТАВНИК 

Юбилей. Он влиял на венскую музыкальную жизнь в течение десяти лет: русский дирижер Владимир Федосеев отмечает сегодня свое 90-летие.

Текст – Вильгельм Синкович

Владимир Федосеев с начала девяностых занимает в музыкальной жизни Вены особое положение. То, что он десять лет стоял во главе Венского симфонического оркестра и подарил ему художественный полет, не было случайностью: публика сердечно приняла страстного и своенравного интерпретатора еще во времена его ранних гастролей с московским Симфоническим оркестром Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Слава оркестрового наставника была огромной прежде всего 
в профессиональных кругах. Публика молодежных концертов не ждала сюрпризов, но была удивлена, когда в директорской ложе появился Карлос Кляйбер, преодолевший свою нелюдимость, чтобы живьем услышать Федосеева и его оркестр. К концу открывшей программу Сюиты из музыки Сергея Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» жребий был брошен: нарастающие «волны» траурного марша в «Гибели Тибальда» оказали почти гипнотическое воздействие на весь зал.

Выразительные выступления 
Интендант молодежных концертов Томас Ангиан вскоре сменил должность, став руководителем Музикферайна, и благодаря Федосееву его ждал новый триумф. В это время русский маэстро регулярно гастролировал со своим московским коллективом, пользующимся уважением и получившим затем имя Чайковского, но также выступал с Симфоническим оркестром Венского радио и с Венским симфоническим оркестром, где его затем избрали главным дирижером. Убедительные интерпретации привели их
к небывалому успеху. Поклонники штурмовали концерты, ведь даже в Вене такие выразительные выступления, равно как столь выверенное исполнение классиков, можно было услышать не каждый день. Федосеев принадлежит 
к школе великого Евгения Мравинского, предложившего юному артисту, руководившему тогда ансамблем русских народных инструментов, встать 
за пульт своего Ленинградского филармонического оркестра.

Успешным дебютом с самым известным советским коллективом Федосеев сделал себе карьеру. Многие любители музыки посчитали его законным «наследником» Мравинского, чье легендарное умение совмещать доскональное знание музыки и эмоциональное проникновение в нее он, казалось, перенял. Взросление молодого Владимира происходило «под звуки» Петербургского оркестра. В Ленинграде, своем родном городе, он не только посещал школу, но и получил первое музыкальное образование. Ему суждено было также пережить осаду немецкими войсками и все сопутствующие этому жестокие события, и ему есть что рассказать 
о невыразимых страданиях голодающего населения.

Однако музыкальное наследие Германии и, прежде всего, Австрии на протяжении всей жизни было для него вызовом. Он часто подчеркивает, что со своим московским оркестром, который он, несмотря на политические и финансовые трудности, возглавляет до сих пор, в это время исполнял куда чаще симфонии Бетховена, чем Чайковского.

Впрочем, из всех его многочисленных записей именно русская музыка сохраняет культовый статус. Чайковский или Рахманинов, Бородин или Шостакович — его интерпретации их музыки захватывают, но в то же время убеждают даже критические умы аналитической ясностью. А несколько прямых трансляций с фестиваля в Брегенце, где Федосеев провел с Венским симфоническим оркестром памятные оперные репетиции, — будь то «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова или «Демон» Рубинштейна — носят эталонный характер. И их, наряду с симфониями Чайковского и Шостаковича, не может не быть в любой хорошей коллекции записей.