/

Новости и пресса

04 ноября 2022 ClassicalMusicNews.ru: В Клину выступили молодые дирижёры
ClassicalMusicNews.ru: В Клину выступили молодые дирижёры

28 октября 2022 в Клину состоялся Отчётный концерт «Студии молодых дирижёров» и БСО имени П. И. Чайковского.

Текст: Анатолий Варицкий

Проект, нацеленный на выявление молодых талантов в дирижёрской профессии, стартовал на базе Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского в 2019 году 
при поддержке Фонда президентских грантов. Из более чем сотни заявок комиссией во главе с художественным руководителем оркестра и Студии, маэстро Владимиром Федосеевым были отобраны одиннадцать претендентов в возрасте от 22 до 35 лет.

Все участники Студии имеют профильное образование, победы 
на всевозможных конкурсах и большой опыт взаимодействия 
с симфоническими коллективами. Филипп Селиванов, например, помимо того, что успешно работает в Московском театре «Геликон-опера», этим летом стал одним из победителей I Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С. В. Рахманинова.

Многие стажёры успешно руководят собственными оркестрами, объединившими молодых и талантливых музыкантов: таковы санкт-петербургский CreatoProject, созданный Иваном Шинкарёвым, и московский KOROLЁV orchestra — детище Григория Королёва.

Некоторые дирижёры совмещают обширную концертную деятельность 
с преподаванием, обеспечивая тем самым передачу добрых профессиональных традиций подрастающему поколению. Например, блестяще проявивший себя с БСО Игорь Андрюшин — преподаватель Московского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта 
В. М. Халилова.

В течение трёх лет участники проекта проходили стажировку 
под руководством самого Владимира Ивановича и других наставников, как 
из России, так и из-за рубежа. Молодые дирижёры присутствовали 
на репетициях и концертах коллектива, перенимали тонкости отечественной дирижёрской школы, узнавали секреты мастерства, регулярно вставали 
за пульт, работали с нотной библиотекой, общались с музыкантами. Одним словом, жили одной жизнью с оркестром.

Особое место в истории проекта занимают концерты стажёров с БСО. 
В ноябре прошлого года в Пятой студии ДЗЗ — легендарном месте, где уже не одно десятилетие базируется оркестр — состоялся «Обучающий концерт», на котором стажёры познакомили публику со своими трактовками Первой и Четвёртой симфоний Чайковского. В апреле 2022 года 
в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике 
П. И. Чайковского в Клину прошёл «Социальный концерт», организованный 
с целью оказания помощи беженцам.

«Отчётный концерт», прошедший 28 октября там же, в Клину, стал последним мероприятием проекта. Он сопровождался открытием выставки, посвящённой 90-летию Владимира Федосеева: маэстро связывает с музеем долгая и крепкая дружба, и то, что стажёры выступили в волшебной атмосфере этого места, буквально «освящённого» духом великого композитора, особенно ценно.

Программа была посвящена шедеврам русской музыкальной классики, так или иначе отсылающим к старине: колдовской шабаш, блестяще показанный Модестом Мусоргским в «Ночи на Лысой горе», сменился образами православной Руси — Музыкальными картинами из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». «Обрамляли» их произведения, связанные с историей страны: «Рассвет 
на Москве-реке» (вступление к опере «Хованщина») Мусоргского 
и «Половецкие пляски» Александра Бородина.

С БСО им. Чайковского выступили три стажёра, которым Владимир Иванович, торжественно вручая дипломы, дал напутствия на дальнейшую творческую жизнь.

Открыл концерт Иван Виноградов, выпускник МГК имени П. И. Чайковского (класс народного артиста СССР, профессора Геннадия Рождественского), дирижёр Государственного театра оперы и балета Удмуртской Республики им. П. И. Чайковского (Ижевск). Он великолепно справился с передачей как искусного музыкального пейзажа, так и огненного неистовства дьявольской пляски в произведениях Мусоргского.

Илья Ситкин, выпускник (класс профессора М. Г. Кукушкина), а ныне старший преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, главный дирижёр Камерного оркестра «Летания», погрузил публику в загадочную атмосферу мистицизма «Китежа» и виртуозно перешёл от сокровенного таинства к динамической батальной сцене «Сечи при Керженце».

Завершило концерт, а вместе с тем и весь проект выступление Виктории Добровольской, выпускницы СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова (класс заслуженного артиста России профессора В. А. Альтшулера). Сейчас Виктория руководит Международным оркестром Харбинской консерватории (Китай), Российско-китайским симфоническим оркестром и Академическим хором в Санкт-Петербурге, ведёт обширную преподавательскую 
и концертную деятельность. Ей удалось поразить слушателей идеальной гармонией воинственного буйства и сладкой восточной лирики.